Меню сайта

Форма входа

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Modern-Fashion


Вторник, 29.11.2022, 16:30
Главная » 2012 » Май » 5 » Nike - история создания американского спортивного бренда.
16:25
Nike - история создания американского спортивного бренда.
Когда мы говорим Nike, мы не можем не упомянуть имени, которое является неотъемлемой частью компании - это Фил Найт. В конце 50-х Фил Найт был в команде Орегонского университета бегуном на средние дистанции, а спустя всего лишь несколько лет стал шестым в списке самых богатых американцев с состоянием более чем в 3,8 млрд. долларов. В 1964 году вместе со своим спортивным тренером Биллом Боуэрманом Фил Найт основал компанию.

В то время пара спортивной обуви американского производства стоила всего 5 долларов, но качество оставляло желать лучшего. Ни один забег по дорожке не оканчивался так, чтобы у спортсмена не было кровавых мозолей на ногах. Но была альтернатива отечественной обуви, обувь из Германии, но и стоила она в шесть раз дороже – 30 долларов.

Найт и Боуэрман придумали не хитрую теорию: обувь с высоким качеством может быть спроектирована в Америке, изготовлена в Азии и продана в США по более низким ценам, чем популярные западногерманские кроссовки. Когда Найт получал экономическое образование МВА в Стэнфорде в 60-х годах, то параллельно он брал уроки в классе у Фрэнка Шелленбергера. На очередном семинаре заданием было стратегия развития бизнеса мелкой частной фирмы, включая маркетинговый план. И именно на этом семинаре по маркетингу, согласно легенде, Найту пришла в голову концепция компании. 

Япония была выбрана в качестве азиатского производителя, поскольку рабочая сила там стоила гораздо дешевле, чем в Америке. 1963 год стал годом поездки Найта в Японию. В том же году в Стране Восходящего солнца он заключил соглашение с фабрикой Onitsuka о продаже высококачественных японских кроссовок Tigers в Америке. Вернувшись в США 26-летний коммерсант прямо с кузова своего старого грузовичка стал торговать японской обувью прямо возле беговых дорожек. 

История компании Nike, или как появилась американская обувь.
Кроссовки Tigers, которые продавались в Сша Филом Найтом.

Во время переговоров с японцами и родилось имя компании, где Найт представлялся от имени несуществующего американского дистрибьютора кроссовок Blue Ribbon Sports, заинтересованного в продаже японской обуви на территории Соединенных Штатов.

Уже через год, в 1964 году, Найт продал кроссовок на сумму в 8 тысяч долларов и сразу же заказал еще одну партию кроссовок. Пока они не наняли менеджера по продажам Джефа Джонсона, Найт и Боуэрман работали в паре.

Спустя год, в 1965 г., Боуэрман и Найт изменили имя своей компании, назвав ее в честь греческой богини победы Ники. И как гласит легенда именно Джеф Джонсон, увидевший во сне крылатую богиню победы Нику, решил предложить новое название компании — Nike.

В 1971 году за скромный гонорар - 35$ студентка отделения дизайна Портлендского Университета, Каролин Дэвидсон разработала для никому, пока не известной фирмы логотип. В 1983 году, спустя 12 лет после разработки логотипа, Фил Найт пригласил Каролин в ресторан, где и презентовал ей в подарок, не только перстень из золота в виде эмблемы, которую придумала она, украшенный бриллиантом, но и конверт с несколькими акциями его компании. И это стало справедливым вознаграждением за знак, одно присутствие которого, на спортивной обуви в несколько раз повышает ее узнаваемости и потребительскую привлекательность. 

История компании Nike, или как появилась американская обувь.
Лист, на котором впервые и был изображен логотип.

Сегодня этот логотип знаком многим, если не всем и символизирующий крыло богини, был назван SWOOSH, что весьма приблизительно можно перевести на русский язык как «пролетающий со свистом».

Мода на бег трусцой и фитнес - революция в начале 70-х годов стимулировали быстрое развитие бизнеса. К 1969 г. Найт продал кроссовок уже на 1 миллион долларов, но чистая прибыль компании пока была невелика.

В истории Nike поворотной стала идея, которая пришла в голову Биллу Боуэрману в 1975 году. Когда завтракая, он рассматривая вафельницу жены решил, что если сделать подошву кроссовок - рифленой, то это не только улучшит толчок, но и существенно снизит вес обуви. Когда Билл приделал "вафельную" подошву к спортивным тапочкам то он предложил легкоатлетам опробовать ее. И это гениальное изобретение уже в 1979 году моментально вывело Nike в лидеры индустрии с долей рынка в 50%.

В 1984 г. компанией был заключен контракт на рекламу баскетбольных кроссовок с 21-летней звездой Национальной баскетбольной ассоциации Америки Майклом Джорданом. Это сейчас практикуется приглашать сниматься в рекламе знаменитых спортсменов, но в середине 80-х годах стратегии Nike не было прецедентов. 

История компании Nike, или как появилась американская обувь.
Майкл Джордан в обуви от Nike.

Если бы они тогда знали, вкладывая несколько миллионов в компанию с участием Майкла Джордана, что сделала его фигуру частью своей культуры. Чуть ли не все американские подростки мечтали иметь пару таких же кроссовок, как у «короля воздуха». Специально для Майкла были спроектированы кроссовки Air Jordan, идеально подходящие для боковых нападающих, которые приземляются с троекратной нагрузкой на стопу по отношению к собственной массе. 

Эти чудо - кроссовки, которые Майкл надевал каждый раз, когда выходил на игровую площадку, были черно-красного цвета - цвета, которые были запрещены NBA. И когда ассоциация за каждый выход на площадку штрафовала Джордана на 1000 $, то он все равно продолжал надевать эти кроссовки. И эта скандальная ситуация, безусловно, была на руку Nike, так как тут же привлекла внимание баскетбольных болельщиков. В результате продажи компании выросли с 870 миллионов до 4 миллиардов долларов в год.

С этого момента Nike начала реструктуризацию. И теперь не интуиция движет, а жесткая логика, статистика и исследования рынка. Бюджет маркетинговых отделов Nike начал увеличивается. Но, и на этом Найт не успокаивается. Он решает, что компании не стоит ограничиваться производством только лишь одной обуви. 

История компании Nike, или как появилась американская обувь.
Реклама Nike в наши дни.

Вскоре на улицах появляется реклама, позиционирующая Nike как глобальную спортивную корпорацию, выпускающую, кроме всего прочего: головные уборы, одежду, часы и другие спортивные аксессуары.

В 1988 г. успешно дебютировала кампания с участием звезды бейсбола Бо Джексона - по телевидению было показано три видео ролика, как Джексон играет в баскетбол, бегает и катается на велосипеде. И все ролики заканчивались фразой: «Бо знает». Следующий клип был сделан на совпадении имен Бо Джексона и Бо Диддли - известного музыканта. Хэдлайн в сообщениях говорил, что «Бо не знает Диддли».

Однако не долго компания нежилась в лучах славы победителя. Уже в 1988 популярность компании Nike снижается, так как просто стало не модно носить то, что носят тысячи людей вокруг. Но и этот факт Nike встретила во всеоружии. В 1998 г. Найт представил новую линию продуктов — ACG — «всепогодные принадлежности». 

История компании Nike, или как появилась американская обувь.
Обувь Nike из коллекции ACG.

После реструктуризации части своего бизнеса на свет появились отдельные группы такие как: Nike Hockey, Nike Golf, Nike, ACG, Jordan Brand и другие.

Уже в 1998 году прибыли компании резко упали - это спровоцировала ситуация, которая сложилась на тот момент в Азии (профицит, резкое падение цен и экономическая сумятица). В июне 1998 года, впервые за более чем 13 лет успешной торговли, компания Nike потеряла в прибыли 67,7 миллионов долларов. 

Масло в огонь подлила ситуация, которая сложилась в оплате труда на фабриках Китая, Вьетнама и Индонезии. Претензии к Nike были более чем обоснованными. Так как разница в оплате детского труда в Пакистане резко отличалась от оплаты того же труда. В Пакистане детям платили по 60 центов в день за производство футбольных мячей. 

Во Вьетнаме средняя оплата труда составляла 1,60 $ в день (41 $ в месяц), при этом рабочая неделя состояла из 65 часов. На китайских фабриках выбросы вредных веществ превышало норму в 177 раз - 78% рабочих переболели респираторными заболеваниями. При этом на каждые 10 тысяч рабочих приходился всего один доктор и две медсестры. А в тоже время в 1997 году гонорар Майкла Джордана за рекламу Nike был больше, чем зарплата всех рабочих в Малайзии, вместе взятых.

Ближе к концу 1999 года компания Nike успешно справляется с передрягами, постепенно осваивая Интернет. Компания обрастает немалым количеством web-адресов.

Реклама Nike это — всегда вызов. Это утверждение, а не пустые слова. В 1999 году, когда НАТО начало бомбить Югославию, то в разрушенной столице, Белграде, появились рекламные щиты Nike — обычные 3*6 м, исполненные в традиционной эстетике фирмы: знаменитый swoosh, слоган «Just Do It» и совершенно неожиданная фраза: «Stop the bombs!» Получается недвусмысленно: «Останови бомбежки! Просто сделай это!»

Уже в январе 2000-ого года на американском телевидении появляется 30-секундный ролик с участием легкоатлетки - спринтерши Мерион Джонс, которая бежит по улицам, спасаясь от маньяка с бензопилой. В конце, когда ролик внезапно обрывается, то телезрители отсылались на сайт whatever.nike.com за продолжением истории. 

На электронной страничке посетителям предоставляли уникальную возможность посмотреть телевизионный ролик в Apple QuickTime и самим придумать его окончание. Самые лучшие варианты транслировались там же, в Сети.

Месяцем позже в Интернете стартует новый проект Nike — «Альфа». Продукция которого широко представляется в on-line магазинах. Ситуацию несколько омрачила забастовка в NBA и уход из большого спорта (а значит, и из большой рекламы) «фронтмена» Nike Майкла Джордана, но свято место пустым не бывает, и руководство компании быстро нашло ему замену в лице известного гольфиста - Тайгера Вудса, с которым компанией был заключен самый грандиозный пятилетний контракт в истории спорта на 100 миллионов долларов. Вскоре этот «союз» приносит свои дивиденды - и уже в 2000 году Тайгер Вудс выигрывает Открытый чемпионат США (U.S. Open) с фирменным мячиком Nike.

В 2002 году фирма Nike запустила глобальную кампанию «Секретный турнир». Телевизионные ролики рассказывали о соревновании по футболу 4&4, в спрятанном от посторонних глаз помещении с пугающим названием «клетка». Креатив разрабатывало агентство Wieden & Kennedy Amsterdam. В съемках приняли участие 24 лучших футболиста планеты.

Однако целью компании Nike было не только телевизионный эфир, но и web-пространство, чтобы поднять трафик онлайн ресурса NikeFootball.com, разработанного компанией FramFab Denmark. Также на сайте NikeFootball была размещена интерактивная 3D «игрушка» — Scorpion Knock Out, где все посетители могли поучаствовать в качестве тренеров команд в секретном футбольном турнире, о котором рассказывали телевизионные ролики, а призом самых успешных тренеров была продукция фирмы, а также мячи с автографами звезд футбола.

Просмотров: 1314 | Добавил: DianKA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Мини-чат

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Modern-Fashion © 2022 Конструктор сайтов - uCoz